воскресенье, 20 января 2013 г.

ШВМЗ “Орлёнок” и “Ласточка”.

ШВМЗ “Орлёнок” и “Ласточка”.

Велосипеды “Орлёнок” и “Ласточка”


  Эти велосипеды появились 50-х годах 20-го века. Минский велозавод начал производство велосипедов для подростков – “Ласточку” для девочек и “Орлёнок” для мальчиков. Потом велосипеды для подростков В72, В74М, В82, В84М начал выпуск велосипедно – моторный завод из г. Шауляй Литовской ССР. “Орлёнок” на литовском языке звучал как “Эрелюкас”, “Ласточка” как – “Крегждуте”.
У “Орлёнка” более ранних версий у рамы велосипеда была двойная верхняя труба, плавно переходящая в верхние перья задней вилки. Более поздние модели уже выпускались с рамой, которая была скопирована с В110 “Украина” ХВЗ, но уменьшенного размера. Велосипеды были предназначены для поездок по любым дорожным покрытиям. На заводе велосипед укомплектовывался аптечкой для ремонта шин, насосом, маслёнкой, сумкой с инструментом, звонком. На велосипед для девочек устанавливалась защитная сетка с сеткодержателем и крючками и щиток цепи. За дополнительную плату часть велосипедов укомплектовалась фарой с генератором, счётчиком пройденного расстояния и зеркалом заднего вида.

Технические данные велосипедов “Орлёнок и “Ласточка”.

1. База – 975 мм.

2. Высота рамы – 460 мм.

3. Длина шатунов – 140 мм.

4. Размер шин – 533 х 37 мм (24" х 1,1/2").

5. Число зубьев передней звезды – 44.

6. Число зубьев задней звезды – 19.

7. Цепь – втулочно – роликовая 12,7 х 3,4, 100 звеньев.

  Фотографии велосипеда ”Орлёнок” старой серии из коллекции Влада Карганова http://vk.com/id70117629

Фото с сайта http://veloretro.ru/

Велосипед “Орлёнок”
Велосипед “Орлёнок”

Велосипед “Орлёнок”

Велосипед “Орлёнок”

Велосипед “Орлёнок”

Велосипед “Орлёнок”

Велосипед “Орлёнок”

Велосипед “Орлёнок”

Велосипед “Орлёнок”

Ещё посмотреть на эту тему:


21 комментарий:

  1. У меня были такие и "Ерелюйкас" и ранний "Орлёнок" тока крылья у моих были хромированные . Тот что был "Орлёнком" имел широкие диски колёс и пресс масленки на втулках цвет был тёмно бордо в сочетании с хромом это было что то . На даче , я помню была ещё и ласточка такого хе цвета и с хромом и каталас на ней очень красивая девочка звали Маша папа у неё был отъявленный велосипедист с большой буквы и вот Мы каталис . Ну а "Ерелюкас" постоянно ремонтировался он был очень капризный , хотя внешний вид был ничего .Мораль : как Вы яхту назовёте так она и поплывёт .

    ОтветитьУдалить
  2. Шауляйский "орлёнок" проходил после "школьника".Ещё с двойной рамой.За шесть лет поломки не было,не менял даже покрышки,которые были зелёные.К четвёртому году можно сказать ездил как на "формуле 1", то есть слик полный...
    Сверх надёжная машина,особо крепкая.

    ОтветитьУдалить
  3. С покраской у них был просто швах, дохла очень быстро.
    Слабое место - обода и перья передней вилки, у моей просто оотвалилась вставка под ось.

    А потом мой "Орленок" украли, и я пересел на мамину "Каму", и далее на "Спутник".

    ОтветитьУдалить
  4. Наверное если постараться то об этом велосипеде а именно "Орлёнке" можно было бы книгу написать сколько всего он мы с ним пережили. Были и взлеты и падения но одно могу сказать есть что вспомнить. Мега велосипед на многих катался советских великах но такой прыти как была у "Орлёнка" не мог выдать ни один его "одноклассник" скажу больше я на равных летал на нем с такими экземплярами как "Урал" "Минск". Досталось ему с лихвой. так как я на нем гонял не каждый маунтинбайк сейчас выдержит). Как повзрослел забросил его потом разобрал на запчасти к другому велосипеду, рама томилась долгие годы на улице в ожидании своего времени и вот спустя время как то снова мысли и обстоятельства вернули к мысли его реанимировать возродить из пепла так сказать. Буду пробовать по возможности восстановить велосипед так как с годами стал понимать реальную его ценность.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. У меня тоже был Орленок с 80го по 84, пришлось оставить его преемнику, когда уезжали из Польши (закончился срок пребывания отца). Да, лясик был реактивный, на прямой разгонял до такого, что педали крутились в холостую, не успевали....

      Удалить
  5. у меня был зеленый и такие же покрышки,Велик был неубиваемый,Когда я из него вырос,отдал двоюродным сестрёнкам,Единственная потеря-аллюминевые колпачки на педалях,но на скорость это не влиялоЮ

    ОтветитьУдалить
  6. Подскажите пожалуйста, какие варианты цвета были у Орлёнка с завода ?
    Хотелось бы узнать цветовую гамму, для востановления, в какой цвет красить, дабы привести к более оригинальному виду.)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Зелёный был,оранжевый и никелированные крылья,синий был (вроде),потом модель с прямой рамой темно красный.

      Удалить
  7. Подскажите пожалуйста, где можно найти, или кто знает все варианты цветовой гаммы ( заводской ) Орлёнка ?
    Хотелось бы восстановить, и узнать все варианты, дабы сделать близким к заводу.)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. У меня был голубого цвета, обода колес тоже в цвет рамы,голубые. Знаю, что еще были темно-зеленого цвета

      Удалить
    2. Вечер добрый.Стоит перед до мной арлёнок в родном синем окрасе (не голубом,ближэ к тёмному)Но непонятка ;а Где тормоза??!)) Почему на руле???Разъясните пожалуйста

      Удалить
  8. Обидно, что в детстве у меня качественного "Орленка" не было. Я родился после распада СССР (1998), но родителям ничего не мешало купить с рук старенький велосипед... Катался только на ашанбайках, которые вечно ломались и не доставляли удовольствия от катания. в 2006-2008 годах у меня был типичный ашан "Nordway-20", у которого были вилка - макет амортизатора и 6 скоростей - они плохо переключались - переключатель Tourney (дно дном), а иногда цепь слетала с звезд. Этот "велосипед" надолго отбил желание кататься. Был бы синглспид с рамой, колесами, рулем и ножным тормозом без поломок (посмотрите только на "Орленка" в посте - все просто как автомат Калашникова, ничего лишнего!) - я был бы на седьмом небе от счастья! :)

    ОтветитьУдалить
  9. Интересно, можно ли использовать "Орленок" в качестве взрослого велосипеда, поставив рулевой и подседельный штыри от "Камы" или подобного велосипеда?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Можно, я делал для прикола. Переднюю вилку от "взрослика", высокий руль-самогнутку поставил. Шатуны с ведущей звездой 48 зубьев тоже самое. Подседел от 'Камы" и т. п. не подходит по диаметру, я выгибал из подходящей трубы. Легкий вел получился, маневренный. Рама слабовата. Нужно быть готовым к тому, что придется усиливать.

      Удалить
  10. В прошлом сезоне чистил полученную в наследство дачу от хлама. Разгребал целое кладбище останков старых велосипедов. Вспоминал, как нас родители на них катали в детстве, как мы сами гоняли на речку, до магазина у станции, в лес, по всем окрестностям... Старшая сестра тоже, к сожалению, умерла в прошлом году, дети давно выросли... Так что, оставил один складной велосипед, который более-менее, чтобы не ходить пешком за хлебом и машину не гонять, остальное пришлось выкинуть. Когда выбрасывал рамы, если были, снимал на память шильдики. Штук пять разных насобирал. Вот, с "Ласточки" с полукруглым прогибом рамы, которой здесь не нашёл, никелированный шильдик на русском языке. Написано "СССР, МИНМАШ", а внизу "ШВЗ, ШЯУЛЯЙ". А в центре - красивая эмблема, вроде как крепость с флагом наверху, похоже на эмблемы городов. Краски, к сожалению, уже пропали все за давностью лет. Вот, прочёсываю интернет в надежде узнать, в какие цвета он был раскрашен. Хочу прикрутить его на оставшийся велосипед, который уже изрядно перелопатил... мягкое сиденье смастерил из натуральной кожи... у каждого своя дурь на старости лет.

    ОтветитьУдалить
  11. Интересно, выпускались ли "орленок" и "ласточка" после советской власти? И сколько, если выпускались? И под каким названием? Находил в Сети упоминание велосипедов "Baltik Vairas", среди них могли ли быть "орленки"? Еще где-то упоминался велосипед "Westminster" 94г., тоже вроде бы продолжение прибалтийских моделей.

    ОтветитьУдалить
  12. ...был Орленок в конце 70-ых, цвет - темно-голубой, ближе к синему...
    Впечатления от него остались хорошие ))

    До Орленка, в средине 70-ых, - был Школьник (ГАЗ), цвет - как бы, светло-салатовый, похож на Волгу - 24-ку Такси первых выпусков
    https://i.mycdn.me/i?r=AyH4iRPQ2q0otWIFepML2LxRRBt0574Kp6E-IyHqioD8dA

    ОтветитьУдалить
  13. Зелёный был,оранжевый и никелированные крылья,синий был (вроде),потом модель с прямой рамой темно красный.

    ОтветитьУдалить
  14. В детстве у меня не было Орлёнка. Сразу хард-кор: на "Украине" под рамой училась ездить))) в 7 лет.В мои 28 лет с финансами было не очень,навалилось много затрат,но захотелось велик,чтоб кататься. Парень предложил купить с рук на первое время недорогой велик.За небольшую плату( гривень 300) приобрел старенького "железного коня"),подлампичил:смазал,перебрал,покрасил,седло сменил,педальки. Что это за зверь невиданный,этот велик необычный с раздвоенной рамой,я не знала. Но. Когда начали выезжать кататься на нем,он начал собирать "просмотры" и "лайки" и комментарии типа: " ООО! Да это же Орленок! У меня в детстве такой был! Давно я их не видел!" Так я узнала модель лисапеда) И надо сказать,он мне нравился. Едет легко,не много надо усилий прикладывать,чтоб разогнать( Формула и Виннер тяжелей разогнать),оооочень маневренный. Я им чуть ли не на тропе,не слезая, развернуться могла( А с Формулой мне больше пространства надо).Лёгкий.Это плюс,когда надо заносить на 3й этаж по ступеньках) Я им каталась лет 5. И мне нравилось. Я сама не богатырского роста: 156 см,мне он по посадке идеально подходил. И ещё всегда умиляла реакция людей на него:" Да это же Орленок!" - и с такой теплотой,вроде родственника или друга детства увидели.))) Я ездила им на нормальные такие дистанции,километров 90 в день могла катнуть. Долго сопротивлялась уговорам парня: приобрести мне новый лисапед. Сейчас мне 34 ,у меня 2 года есть лесик "Формула",но время от времени, выгуливаю принципиально "Орленка",потому что он по- своему классный))) Перепродать не хочу,потому что у меня с ним такие классные покатушки ассоциируются. А ещё он такой ретро и мало у кого такой есть.

    ОтветитьУдалить
  15. Мне 54 года и я езжу на "Орлёнке" 1955 г.в. Рама сохранилась в родном окрасе. Машина надёжная, круче всякого китайского фуфла. Думаю переделать на спортивный велосипед.

    ОтветитьУдалить
  16. У меня был Ereliukas с 1965 по 1971 год. У него был передний тормоз, который давил на шину сверху. Цвет светло- коричневый.Обода хромированные.. Золотники нипельные, которые плохо держали давление. На багажние можно было катать друзей.

    ОтветитьУдалить