ШВМЗ “Орлёнок” и “Ласточка”.
Эти велосипеды появились 50-х годах 20-го века. Минский велозавод начал производство велосипедов для подростков – “Ласточку” для девочек и “Орлёнок” для мальчиков. Потом велосипеды для подростков В72, В74М, В82, В84М начал выпуск велосипедно – моторный завод из г. Шауляй Литовской ССР. “Орлёнок” на литовском языке звучал как “Эрелюкас”, “Ласточка” как – “Крегждуте”.
У “Орлёнка” более ранних версий у рамы велосипеда была двойная верхняя труба, плавно переходящая в верхние перья задней вилки. Более поздние модели уже выпускались с рамой, которая была скопирована с В110 “Украина” ХВЗ, но уменьшенного размера. Велосипеды были предназначены для поездок по любым дорожным покрытиям. На заводе велосипед укомплектовывался аптечкой для ремонта шин, насосом, маслёнкой, сумкой с инструментом, звонком. На велосипед для девочек устанавливалась защитная сетка с сеткодержателем и крючками и щиток цепи. За дополнительную плату часть велосипедов укомплектовалась фарой с генератором, счётчиком пройденного расстояния и зеркалом заднего вида.
Технические данные велосипедов “Орлёнок и “Ласточка”.
1. База – 975 мм.
2. Высота рамы – 460 мм.
3. Длина шатунов – 140 мм.
4. Размер шин – 533 х 37 мм (24" х 1,1/2").
5. Число зубьев передней звезды – 44.
6. Число зубьев задней звезды – 19.
7. Цепь – втулочно – роликовая 12,7 х 3,4, 100 звеньев.
Фотографии велосипеда ”Орлёнок” старой серии из коллекции Влада Карганова http://vk.com/id70117629
Фото с сайта http://veloretro.ru/
Фото с сайта http://veloretro.ru/
Ещё посмотреть на эту тему:
У меня были такие и "Ерелюйкас" и ранний "Орлёнок" тока крылья у моих были хромированные . Тот что был "Орлёнком" имел широкие диски колёс и пресс масленки на втулках цвет был тёмно бордо в сочетании с хромом это было что то . На даче , я помню была ещё и ласточка такого хе цвета и с хромом и каталас на ней очень красивая девочка звали Маша папа у неё был отъявленный велосипедист с большой буквы и вот Мы каталис . Ну а "Ерелюкас" постоянно ремонтировался он был очень капризный , хотя внешний вид был ничего .Мораль : как Вы яхту назовёте так она и поплывёт .
ОтветитьУдалитьШауляйский "орлёнок" проходил после "школьника".Ещё с двойной рамой.За шесть лет поломки не было,не менял даже покрышки,которые были зелёные.К четвёртому году можно сказать ездил как на "формуле 1", то есть слик полный...
ОтветитьУдалитьСверх надёжная машина,особо крепкая.
С покраской у них был просто швах, дохла очень быстро.
ОтветитьУдалитьСлабое место - обода и перья передней вилки, у моей просто оотвалилась вставка под ось.
А потом мой "Орленок" украли, и я пересел на мамину "Каму", и далее на "Спутник".
Наверное если постараться то об этом велосипеде а именно "Орлёнке" можно было бы книгу написать сколько всего он мы с ним пережили. Были и взлеты и падения но одно могу сказать есть что вспомнить. Мега велосипед на многих катался советских великах но такой прыти как была у "Орлёнка" не мог выдать ни один его "одноклассник" скажу больше я на равных летал на нем с такими экземплярами как "Урал" "Минск". Досталось ему с лихвой. так как я на нем гонял не каждый маунтинбайк сейчас выдержит). Как повзрослел забросил его потом разобрал на запчасти к другому велосипеду, рама томилась долгие годы на улице в ожидании своего времени и вот спустя время как то снова мысли и обстоятельства вернули к мысли его реанимировать возродить из пепла так сказать. Буду пробовать по возможности восстановить велосипед так как с годами стал понимать реальную его ценность.
ОтветитьУдалитьУ меня тоже был Орленок с 80го по 84, пришлось оставить его преемнику, когда уезжали из Польши (закончился срок пребывания отца). Да, лясик был реактивный, на прямой разгонял до такого, что педали крутились в холостую, не успевали....
Удалитьу меня был зеленый и такие же покрышки,Велик был неубиваемый,Когда я из него вырос,отдал двоюродным сестрёнкам,Единственная потеря-аллюминевые колпачки на педалях,но на скорость это не влиялоЮ
ОтветитьУдалитьПодскажите пожалуйста, какие варианты цвета были у Орлёнка с завода ?
ОтветитьУдалитьХотелось бы узнать цветовую гамму, для востановления, в какой цвет красить, дабы привести к более оригинальному виду.)
Зелёный был,оранжевый и никелированные крылья,синий был (вроде),потом модель с прямой рамой темно красный.
УдалитьПодскажите пожалуйста, где можно найти, или кто знает все варианты цветовой гаммы ( заводской ) Орлёнка ?
ОтветитьУдалитьХотелось бы восстановить, и узнать все варианты, дабы сделать близким к заводу.)
У меня был голубого цвета, обода колес тоже в цвет рамы,голубые. Знаю, что еще были темно-зеленого цвета
УдалитьВечер добрый.Стоит перед до мной арлёнок в родном синем окрасе (не голубом,ближэ к тёмному)Но непонятка ;а Где тормоза??!)) Почему на руле???Разъясните пожалуйста
УдалитьОбидно, что в детстве у меня качественного "Орленка" не было. Я родился после распада СССР (1998), но родителям ничего не мешало купить с рук старенький велосипед... Катался только на ашанбайках, которые вечно ломались и не доставляли удовольствия от катания. в 2006-2008 годах у меня был типичный ашан "Nordway-20", у которого были вилка - макет амортизатора и 6 скоростей - они плохо переключались - переключатель Tourney (дно дном), а иногда цепь слетала с звезд. Этот "велосипед" надолго отбил желание кататься. Был бы синглспид с рамой, колесами, рулем и ножным тормозом без поломок (посмотрите только на "Орленка" в посте - все просто как автомат Калашникова, ничего лишнего!) - я был бы на седьмом небе от счастья! :)
ОтветитьУдалитьИнтересно, можно ли использовать "Орленок" в качестве взрослого велосипеда, поставив рулевой и подседельный штыри от "Камы" или подобного велосипеда?
ОтветитьУдалитьМожно, я делал для прикола. Переднюю вилку от "взрослика", высокий руль-самогнутку поставил. Шатуны с ведущей звездой 48 зубьев тоже самое. Подседел от 'Камы" и т. п. не подходит по диаметру, я выгибал из подходящей трубы. Легкий вел получился, маневренный. Рама слабовата. Нужно быть готовым к тому, что придется усиливать.
УдалитьВ прошлом сезоне чистил полученную в наследство дачу от хлама. Разгребал целое кладбище останков старых велосипедов. Вспоминал, как нас родители на них катали в детстве, как мы сами гоняли на речку, до магазина у станции, в лес, по всем окрестностям... Старшая сестра тоже, к сожалению, умерла в прошлом году, дети давно выросли... Так что, оставил один складной велосипед, который более-менее, чтобы не ходить пешком за хлебом и машину не гонять, остальное пришлось выкинуть. Когда выбрасывал рамы, если были, снимал на память шильдики. Штук пять разных насобирал. Вот, с "Ласточки" с полукруглым прогибом рамы, которой здесь не нашёл, никелированный шильдик на русском языке. Написано "СССР, МИНМАШ", а внизу "ШВЗ, ШЯУЛЯЙ". А в центре - красивая эмблема, вроде как крепость с флагом наверху, похоже на эмблемы городов. Краски, к сожалению, уже пропали все за давностью лет. Вот, прочёсываю интернет в надежде узнать, в какие цвета он был раскрашен. Хочу прикрутить его на оставшийся велосипед, который уже изрядно перелопатил... мягкое сиденье смастерил из натуральной кожи... у каждого своя дурь на старости лет.
ОтветитьУдалитьИнтересно, выпускались ли "орленок" и "ласточка" после советской власти? И сколько, если выпускались? И под каким названием? Находил в Сети упоминание велосипедов "Baltik Vairas", среди них могли ли быть "орленки"? Еще где-то упоминался велосипед "Westminster" 94г., тоже вроде бы продолжение прибалтийских моделей.
ОтветитьУдалить...был Орленок в конце 70-ых, цвет - темно-голубой, ближе к синему...
ОтветитьУдалитьВпечатления от него остались хорошие ))
До Орленка, в средине 70-ых, - был Школьник (ГАЗ), цвет - как бы, светло-салатовый, похож на Волгу - 24-ку Такси первых выпусков
https://i.mycdn.me/i?r=AyH4iRPQ2q0otWIFepML2LxRRBt0574Kp6E-IyHqioD8dA
Зелёный был,оранжевый и никелированные крылья,синий был (вроде),потом модель с прямой рамой темно красный.
ОтветитьУдалитьВ детстве у меня не было Орлёнка. Сразу хард-кор: на "Украине" под рамой училась ездить))) в 7 лет.В мои 28 лет с финансами было не очень,навалилось много затрат,но захотелось велик,чтоб кататься. Парень предложил купить с рук на первое время недорогой велик.За небольшую плату( гривень 300) приобрел старенького "железного коня"),подлампичил:смазал,перебрал,покрасил,седло сменил,педальки. Что это за зверь невиданный,этот велик необычный с раздвоенной рамой,я не знала. Но. Когда начали выезжать кататься на нем,он начал собирать "просмотры" и "лайки" и комментарии типа: " ООО! Да это же Орленок! У меня в детстве такой был! Давно я их не видел!" Так я узнала модель лисапеда) И надо сказать,он мне нравился. Едет легко,не много надо усилий прикладывать,чтоб разогнать( Формула и Виннер тяжелей разогнать),оооочень маневренный. Я им чуть ли не на тропе,не слезая, развернуться могла( А с Формулой мне больше пространства надо).Лёгкий.Это плюс,когда надо заносить на 3й этаж по ступеньках) Я им каталась лет 5. И мне нравилось. Я сама не богатырского роста: 156 см,мне он по посадке идеально подходил. И ещё всегда умиляла реакция людей на него:" Да это же Орленок!" - и с такой теплотой,вроде родственника или друга детства увидели.))) Я ездила им на нормальные такие дистанции,километров 90 в день могла катнуть. Долго сопротивлялась уговорам парня: приобрести мне новый лисапед. Сейчас мне 34 ,у меня 2 года есть лесик "Формула",но время от времени, выгуливаю принципиально "Орленка",потому что он по- своему классный))) Перепродать не хочу,потому что у меня с ним такие классные покатушки ассоциируются. А ещё он такой ретро и мало у кого такой есть.
ОтветитьУдалитьМне 54 года и я езжу на "Орлёнке" 1955 г.в. Рама сохранилась в родном окрасе. Машина надёжная, круче всякого китайского фуфла. Думаю переделать на спортивный велосипед.
ОтветитьУдалитьУ меня был Ereliukas с 1965 по 1971 год. У него был передний тормоз, который давил на шину сверху. Цвет светло- коричневый.Обода хромированные.. Золотники нипельные, которые плохо держали давление. На багажние можно было катать друзей.
ОтветитьУдалить